Герман (koba_ltd) wrote in avtoram_com,
Герман
koba_ltd
avtoram_com

Что такое "плодотворная идея"(с) и можно ли ее украсть.

Говорят, начинающие авторы часто боятся, что их творения сопрут; говорят - напрасно переживают. Вероятно, так оно и есть. Во-первых, качество дебютных работ редко вдохновляет плагиаторов; во-вторых, авторское право более или менее охраняется законом. Хорошо. А если не все произведение целиком, а только саму идею? Она ведь законом не охраняется!

На первый взгляд, ответ почти тот же: кому оно надо? Дескать, профессионал и сам придумает, а у начинающего шансов на удачное воплощение не больше, чем у автора. Да и что оно, вообще, такое "идея в художественном произведении"? Много ли она стоит? Вот в произведении нон-фикшн, там да, а тут – мелочь придуманной жизни.

Дабы разобраться предлагаю немного конкретизировать и привести какой-нибудь пример. Для простоты, начнем с крайностей – оттолкнемся от того самого нон-фикшина, или как его по-русски...

Вот, лично меня интересует историческая литература. Это, вроде бы, уже и не нон-фикшн, но при этом лично я больше чем уверен, что настоящий исторический роман должен базироваться не просто на оригинальной интерпретации исторических фактов, а иметь для этой интерпретации реальную основу. Как видите, такой подход весьма сближает художественное произведение с тем, что мы вкладываем в понятие "нон-фикшн".

Теперь представьте, что начинающий автор, тщательно изучая источники, посвященные периоду "смутного времени", внезапно приходит к выводу, что существуют вполне достаточные основания утверждать, будто в трехлетнем возрасте сын Марины Мнишек действительно был повешен, однако выжил и впоследствии, естественно под другим именем, принимал участие в известных, но весьма таинственных событиях российской истории.

Что он делает? Он пишет приключенческий роман, куда помимо увлекательного сюжета умудряется впихнуть и все обоснования своей версии. На беду, поскольку автор начинающий, повествование получается у него слишком тяжелым для восприятия неподготовленным читателем, да к тому же грешит массой других недостатков, типичных для творчества всякого начинающего. Естественно, что опубликовать такое произведение ему не удается. В отчаянии, наш герой размещает текст в Интернете, после чего некоторое время получает полезные отзывы, типа: "ниосилил – многа букафф".

Проходит некоторое время, и целеустремленный автор, уже поднаторев за счет написания рассказов и набравшись мудрости в результате общения с профессионалами, наконец готов таки вернуться к своему сокровенному детищу. Он сидит день и ночь, крыжит, прописывает и дорабатывает, и, в конце концов, приносит в издательство творение, выполненное уже совершенно на новом уровне. Теперь, зная автора, как человека зарекомендовавшего себя публикацией нескольких недурственных рассказов, редактор берется ознакомиться и...
Вердикт: написано, конечно, хорошо, но, увы – не ново.

Оказывается, что, пока наш герой корпел над своим шедевром, кто-то (а именно: известный публицист и автор нескольких исторических романов Вассий Пупчер, со ассистенты) таки осилил "многа букафф" и совсем недавно выпустил неплохую книженцию, один в один построенную на оригинальной идее нашего горе-автора. Ну там, конечно, все уже не так: сына Марины зовут не Алексей, а Всеволод; воспитывает его не стрелец, а беглый каторжанин; появились иные сюжетные линии второго плана; изменился состав и характер проходных и второстепенных персонажей и т.д. и т.п., но суть и все основные события, включая базовые исторические факты, один в один слизаны с "первоисточника".

Нет, роман нашего усердного автора, наверное, все-таки опубликую, но вот насчет морального удовлетворения...

Знаете, я постоянно общаюсь на нескольких сугубо исторических форумах. И вот там, конечно не часто, но время от времени все же появляются объявления, типа: "Вниманию молодых авторов. Новый, только что учрежденный журнал (или издательство) предлагает присылать свои рукописи (синопсисы) такой-то и такой-то направленности...", и все!.. – ни названия журнала, ни реквизитов – один электронный адрес, да и тот в домене "мэил.РУ". Это что, по-вашему? Я вам предложу свою версию... Сидит там некий пару раз публиковавшийся ремесленник и страдает творческим запором. И все, что ему нужно дабы разродиться очередным шедевром, это неординарный сюжетец – та самая нить, за которую можно ухватиться.

У нас, да и не только у нас, многие говорят, что сюжет вторичен – главное, мастерство, характеры, отношения, эт цетера, эт цетера. Некоторые вообще утверждают, что он (сюжет, как идея) не нужен... Очень даже может быть. Не буду спорить. Вероятно, чтобы опубликоваться и даже стать известным, можно просто качественно пережевывать извечные темы и вечные истины. Одно я, как читатель, знаю точно: чтобы книга мне по-настоящему понравилась, в ней должно быть что-то новое, какой-то неожиданный взгляд на известные факты, на исторические личности, на логику событий. Только это превращает обычную беллетристику в настоящее полноценное историческое произведение.

ЗЫ// Ну и про удовлетворение автора от проделанной работы, наверное, тоже забывать не стоит. :))
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments